Ф.И.О. – Лысуха Олег Васильевич
Дата рождения – 29.05.1965 г.
Должность – учитель трудового обучения
Образование – среднее специальное
Учебное заведение –
Минский индустриально-педагогический техникум
Год окончания учебного заведения – 1986
Специальность по диплому –
мастер производственного бучения
Категория – первая
Аттестация – декабрь 2007 года
Педагогический стаж – 17 лет
Стаж работы в данном учебном заведении – 15 лет
Общественные нагрузки – ответственный за охрану труда в учреждении образования
Курсовая переподготовка –
2007, 2013, 2015, 2018, 2020 годы в ГрОИРО
Семинары в ГрОИРО – 2009 год
сертификат
«Активизация познавательной деятельности учащихся средствами информационных технологий»
сертификат
«Культурологические условия освоения учащимися
проектной деятельности на уроках трудового обучения»
Учебная нагрузка – 22 часа
Эссе
«Уча других, учимся сами…»
Как
и много лет назад, сегодня я вновь и вновь открываю двери школы, но уже не в
роли учащегося, а в роли учителя. Когда я задумываюсь о своём назначении,
требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю
своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря им
дети учатся у меня творить, выдумывать, пробовать. Именно этому тонкому,
сложному и ответственному делу посвящён мой ежедневный и кропотливый труд. Я
уверен, что учитель – это не специальность, которую я выбрал, а особое
состояние души.
Все
дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с трёх-четырёх лет они, подражая
взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются
удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. На мой
взгляд, школьные мастерские – самое притягательное место для учащихся. На
переменах и после окончания уроков они прибегают сюда посмотреть, как работают
другие и ждут, не дождутся, когда сами придут в это чудесное царство труда. Им
всё здесь нравится, любая работа хороша – только бы делать полезные вещи
настоящим инструментом.
Мне
очень нравится работать с этим любознательным и смышлёным народом. Да и как не
учить этих смекалистых и настойчивых парнишек, стремящихся узнать всё сразу,
научиться практически всему, как не учить этих тихих и шаловливых, открытых и
замкнутых. Ведь каждый из них неповторим, и нужно воспринимать их такими, какие
они есть, и любить. Любить всей душой,
всем сердцем. И вместе с ними идти к вершинам познания мира. Интересно
наблюдать за их развитием, когда из маленьких робких мальчишек-пятиклашек
вырастают грамотные, конструктивно и творчески мыслящие выпускники. Дети, дети…
. О них можно говорить бесконечно.
праздником
творчества и познания. На каждом занятии учащиеся стремятся узнать что-то
новое, чему-то научиться, что-то преодолеть, сделать красивую, полезную в быту
вещь. Труд учителя должен быть вдохновенным, и только тогда он непременно
вызовет добрые чувства у каждого школьника.
В
своей практике для расширения кругозора учеников я стараюсь устанавливать как
можно большее количество межпредметных связей. Они помогают наиболее полно
осознать и усвоить учебный материал. Процесс преподавания «технологии»
подразумевает наличие практической деятельности, таким образом, «Технология» –
единственный предмет в школе, имеющий практическую направленность. Это даёт определённый
положительный эффект. Ученики имеют возможность применения знания, полученные в
процессе изучения других предметов, на практике. Также, в процессе обучения
могут быть задействованы и предметы, не изучаемые в школе.
Приведу несколько примеров возможных межпредметных связей:
Вводное занятие по металлообработке.
• … давным-давно человек научился
обрабатывать металлы с помощью огня… (технология + история)
• … металлы получают из добываемых руд,
путём их восстановления… (технология + химия + геология)
• … из металлов и их сплавов изготавливают
разнообразные художественные изделия… (технология + дизайн)
• … для декорирования изделий из металла
могут применяться флористические (растительные) мотивы… (технология + биология
+ изобразительное искусство)
• … в производстве используют сортамент –
металлопрокат, имеющий различную форму поперечного сечения… (технология +
черчение + геометрия) и т.п.
умения и знания в
области обработки материалов, так как от этого всегда зависела жизнь – самое
дорогое, что есть у
человека. Так
происходило из века в век. Мастера передавали свои знания потомкам. Со временем
стали появляться специальные учебные заведения, где происходило обучение
ремеслу. Но в виде предмета ручной труд появился в программе школы в XIX веке.
Идея о его введении, бесспорно,
принадлежит финскому учёному-педагогу Уно
Цигнерусу. В 1866 году 11 мая
было издано положение, по которому ручной труд, как предмет воспитания и обучения юных введен во
все финские начальные школы. Идею введения ручного труда в школы также
поддержал шведский педагог Отто Соломон. Он дал классификацию ручного труда и
выдел следующие виды работы: кузнечная работа, холодная обработка металла,
корзиночная работа, выпиловка, переплётная работа, картонажная работа,
столярная работа, токарная работа. Основной идеей и достоинством шведской
системы обучения ручному труду было использование в качестве изготавливаемых
объектов труда предметов городского и сельского обихода. Эта система получила
название «Предметная».
Люди
по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нём просто преподавателя
учебного предмета. Я же вижу в нем педагога, воспитателя и наставника,
человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я
стараюсь быть с учащимися на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг,
случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников.
Результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который
должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии,
педагогики и методики обучения. Но главное, учитель сам должен обладать всеми
теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Я, как учитель, не
мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для
своих учеников. Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока он
сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я
иду на урок с удовольствием и жду встречи со своими учениками. Приносишь в
класс фотографию красивой вещи и видишь,
как у ребят начинают блестеть глаза, они в предвкушении чуда – чуда
познания. Разгорается дискуссия. Из чего
сделана? Как крепится? Когда мы начнём её делать? А хватит ли у нас сил? После обсуждения приступаем к работе.
Трудновато им: то это не получается, то другое не выходит. И начинается
самостоятельный поиск более рационального метода обработки. Смотрю – увлеклись.
Корпят, каждый над своей работой. У кого пот со лба течёт, у кого рубашка
распахнулась, увлеклись, даже разговаривать перестали, и вот, наконец, найдено
решение единственное, верное. В классе восторг, глаза светятся. Видно, что в их
душах торжествует победа! Удовлетворённые и немного удивлённые, что так хорошо
сделали. Они не ошиблись в своих ожиданиях: «На уроках технологии здорово и
интересно!». Теперь я твёрдо знаю: они не только будут следить за каждым моим
движением и повторять его, но и будут самостоятельно искать пути решения
возникшей проблемы. Но главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а
шаг за шагом двигаться вперёд по дороге обучения мастерству, воспитывать у
мальчишек рабочий характер. Для этого надо идти на каждом занятии от простого к
сложному, от лёгкого к трудному, давая возможность каждому постоянно
совершенствовать свой творческий потенциал. Каждый урок становится интересным,
привлекательным по причине своей недосказанности, которая подталкивает к новым
открытиям, зовёт за собой. И вот здесь я как учитель должен стать тем
импульсом, который поддерживает интерес к этим открытиям, помогая разобраться в
них.
Жизнь не остановить, она идет вперед. Я только маленькое звено в цепи
сменяющихся поколений. После меня придут другие. А сегодня, открывая двери
мастерской, надеюсь, что и мои ученики со временем будут продолжать учить детей нового поколения. Труд
облагораживает человека. Тот, кто ничего не сделал своими руками, не ценит
«плодов» труда других людей.
Мои родители с раннего детства приучали меня к труду. Теперь я – учитель
технологии, я хорошо усвоил и осознал логическую цепочку:
ПОСТУПОК – ПРИВЫЧКА – Х АРАКТЕР – СУДЬБА!
Эссе «Семья в
моей жизни»
Счастье у каждого человека разное. А
для меня счастье – это моя семья, моя супруга
и мои любимые сыновья. Семейная
жизнь – великий труд и великая школа становления и развития личности. Во многом
определяющие позиции в выборе жизненных траекторий выстраиваются по модели семьи, в которой ты
рос и воспитывался. Семья – исток жизни.
Для меня лично, мои родные – ориентир в дороге неизвестной, первозданный путь, союз любви, мудрости и
совершенства.
Каждый человек, воспитываясь в
родительской семье, учится строить свои
семейные отношения по образцу родительских взаимоотношений. Поэтому очень
важно, чтобы в семье рождались традиции и продолжались в последующих
поколениях. В моей семье проходили семейные дебаты, когда нужно было принять
важное решение, касающееся всех членов
семейного содружества. Выслушивались разные мнения, разные позиции, что давало
возможность прийти к обоюдному решению без обид и ссор. А еще очень интересно
проходили семейные Дни рождения, когда устраивался целый праздник, рисовались
газеты, готовились пожелания, подарки. Так формировалось самое главное –
чувство единения и сопак источник жизни, как
глоток воды и воздуха! Любите свои семьи
и будьте счастливы!
МОЁ КРЕДО
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет
Аристотель
Есть
предметы в школьном обучении, которые остаются с нами на всю жизнь. Среди них –
технология. Это единственный предмет, на котором дети делятся по принципу пола,
как и положено природой.
Девочки
на уроках труда осваивают почетную профессию женщины – хранительницы очага,
хозяйки дома, матери.
Мальчики изучают, как легко и весело ходит по доске рубанок, снимая тонкую,
в завитках, золотистую стружку, как нежно и чисто пахнет древесина, ощущают
ладонью живое тепло материала, радуются, когда из-под их рук, еще неловких и
неумелых, словно по волшебству, рождается красивая и нужная вещь в доме.
Именно на уроках труда я сделал свою
первую разделочную доску, вбил первый гвоздь, научился вворачивать лампочки.
Это были мои маленькие детские успехи, а значит и успехи моих учителей.
На
уроках труда особенно меня привлекала работа, связанная с декоративно-прикладным
искусством. Любовь к этому виду творчества у меня зародилась еще в младших
классах. В свободное время я всегда что-то
резал, клеил, конструировал и всегда старался создать что-то свое, новое,
оригинальное.
У
меня небольшой педагогический опыт – всего пять лет (так сложились жизненные
обстоятельства), но любовь к искусству всегда определяла мир моих увлечений,
моего творческого начала. И сейчас, имея определенный жизненный опыт, я
убежден, что самым высоким видом искусства является народное, потому что оно
воплощает в себе талантливость и гениальность, запечатленные, сохраненные и
пронесенные через столетия.
Призвание
же учителя, и в частности учителя труда, – вовлечь ученика в процесс творчества
и созидания.
В
школе все начинается с урока. Если урок плох, ученик не может быть успешным.
Как же создать ситуацию успеха на уроке, заставить каждого ученика поверить в
свои силы, увлечь содержанием своего предмета, научить искренне, радоваться за свое совершенство?
Я
много размышлял об этом….
Смотрю на множество пытливых глаз,
Мне нужно заслужить признанье.
Ребенок - главный
среди нас,
Всегда он требует
вниманья.
Стараюсь лаской обаять,
Встречая каждый
день улыбкой.
И много знать, и
не солгать,
И самому не
совершать ошибки.
Ребенок, словно
чистый лист бумаги,
Ошибся – и
сомнешь его судьбу.
Я помогу ему,
придам отваги.
И научу
выигрывать борьбу.
Потому что:
-Я знаю, чему надо учить.
-Я знаю то, чему надо учить.
-Я
знаю, как научить.
-Я вижу, что дети благодарны за мою работу.
-Я уверен в том, что мой труд полезен
обществу.
-Я сам умею творить прекрасное в
повседневной
жизни и
научу этому своих воспитанников,
потому что Я – учитель.
И мое назначение – формировать, совершенствовать, будить мысль, развивать
затаенный родник детского таланта, учить самостоятельному творчеству. Это и
есть мое педагогическое кредо.