ОБ АВТОРЕ




          Ф.И.О. – Лысуха Олег Васильевич

     Дата рождения – 29.05.1965 г.

     Должность – учитель трудового обучения

     Образование – среднее специальное

    Учебное заведение 
                   Минский индустриально-педагогический техникум

     Год окончания учебного заведения – 1986
     Специальность по диплому – 
                                            мастер производственного бучения                                                     
         Категория – первая

     Аттестация – декабрь 2007 года

     Педагогический стаж – 17 лет

     Стаж работы в данном учебном заведении – 15 лет

     Общественные нагрузки – ответственный за охрану труда                                           в учреждении образования
                                                     
     Курсовая переподготовка –
          2007, 2013, 2015, 2018, 2020 годы   в ГрОИРО

    Семинары в ГрОИРО – 2009 год
                                                 сертификат
«Активизация познавательной деятельности  учащихся средствами  информационных технологий»

                                                      сертификат
«Культурологические  условия освоения учащимися
проектной  деятельности на  уроках трудового  обучения»
   
   
    Учебная нагрузка – 22 часа

Эссе
«Уча других, учимся сами…»

        Как и много лет назад, сегодня я вновь и вновь открываю двери школы, но уже не в роли учащегося, а в роли учителя. Когда я задумываюсь о своём назначении, требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря им дети учатся у меня творить, выдумывать, пробовать. Именно этому тонкому, сложному и ответственному делу посвящён мой ежедневный и кропотливый труд. Я уверен, что учитель – это не специальность, которую я выбрал, а особое состояние души.
        Все дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с трёх-четырёх лет они, подражая взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. На мой взгляд, школьные мастерские – самое притягательное место для учащихся. На переменах и после окончания уроков они прибегают сюда посмотреть, как работают другие и ждут, не дождутся, когда сами придут в это чудесное царство труда. Им всё здесь нравится, любая работа хороша – только бы делать полезные вещи настоящим инструментом.
        Мне очень нравится работать с этим любознательным и смышлёным народом. Да и как не учить этих смекалистых и настойчивых парнишек, стремящихся узнать всё сразу, научиться практически всему, как не учить этих тихих и шаловливых, открытых и замкнутых. Ведь каждый из них неповторим, и нужно воспринимать их такими, какие они есть, и  любить. Любить всей душой, всем сердцем. И вместе с ними идти к вершинам познания мира. Интересно наблюдать за их развитием, когда из маленьких робких мальчишек-пятиклашек вырастают грамотные, конструктивно и творчески мыслящие выпускники. Дети, дети… . О них можно говорить бесконечно.
       Урок труда для учителя… Он начинается задолго до звонка, с раздумий о том, что нужно сделать, чтобы труд ребёнка стал
праздником творчества и познания. На каждом занятии учащиеся стремятся узнать что-то новое, чему-то научиться, что-то преодолеть, сделать красивую, полезную в быту вещь. Труд учителя должен быть вдохновенным, и только тогда он непременно вызовет добрые чувства у каждого школьника.
        В своей практике для расширения кругозора учеников я стараюсь устанавливать как можно большее количество межпредметных связей. Они помогают наиболее полно осознать и усвоить учебный материал. Процесс преподавания «технологии» подразумевает наличие практической деятельности, таким образом, «Технология» – единственный предмет в школе, имеющий практическую направленность. Это даёт определённый положительный эффект. Ученики имеют возможность применения знания, полученные в процессе изучения других предметов, на практике. Также, в процессе обучения могут быть задействованы и предметы, не изучаемые в школе.
Приведу несколько примеров возможных межпредметных связей:
Вводное занятие по металлообработке.
       … давным-давно человек научился обрабатывать металлы с помощью огня… (технология + история)
       … металлы получают из добываемых руд, путём их восстановления… (технология + химия + геология)
       … из металлов и их сплавов изготавливают разнообразные художественные изделия… (технология + дизайн)
       … для декорирования изделий из металла могут применяться флористические (растительные) мотивы… (технология + биология + изобразительное искусство)
       … в производстве используют сортамент – металлопрокат, имеющий различную форму поперечного сечения… (технология + черчение + геометрия)   и т.п.
    Технология – одна из самых древних и важных дисциплин. Ещё в древности ценились и передавались из поколения в поколение
умения и знания в области обработки материалов, так как от этого всегда зависела жизнь – самое дорогое, что есть у
человека. Так происходило из века в век. Мастера передавали свои знания потомкам. Со временем стали появляться специальные учебные заведения, где происходило обучение ремеслу. Но в виде предмета ручной труд появился в программе школы в XIX веке. Идея  о его введении, бесспорно, принадлежит финскому учёному-педагогу Уно  Цигнерусу.  В 1866 году 11 мая было издано положение, по которому ручной труд, как  предмет воспитания и обучения юных введен во все финские начальные школы. Идею введения ручного труда в школы также поддержал шведский педагог Отто Соломон. Он дал классификацию ручного труда и выдел следующие виды работы: кузнечная работа, холодная обработка металла, корзиночная работа, выпиловка, переплётная работа, картонажная работа, столярная работа, токарная работа. Основной идеей и достоинством шведской системы обучения ручному труду было использование в качестве изготавливаемых объектов труда предметов городского и сельского обихода. Эта система получила название «Предметная».
        Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нём просто преподавателя учебного предмета. Я же вижу в нем педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учащимися на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное, учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Я, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для своих учеников. Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока он сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи со своими учениками. Приносишь в класс фотографию красивой  вещи и видишь, как у ребят начинают блестеть глаза, они в предвкушении чуда – чуда познания.  Разгорается дискуссия. Из чего сделана? Как крепится? Когда мы начнём её делать? А хватит ли у нас сил?  После обсуждения приступаем к работе. Трудновато им: то это не получается, то другое не выходит. И начинается самостоятельный поиск более рационального метода обработки. Смотрю – увлеклись. Корпят, каждый над своей работой. У кого пот со лба течёт, у кого рубашка распахнулась, увлеклись, даже разговаривать перестали, и вот, наконец, найдено решение единственное, верное. В классе восторг, глаза светятся. Видно, что в их душах торжествует победа! Удовлетворённые и немного удивлённые, что так хорошо сделали. Они не ошиблись в своих ожиданиях: «На уроках технологии здорово и интересно!». Теперь я твёрдо знаю: они не только будут следить за каждым моим движением и повторять его, но и будут самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы. Но главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться вперёд по дороге обучения мастерству, воспитывать у мальчишек рабочий характер. Для этого надо идти на каждом занятии от простого к сложному, от лёгкого к трудному, давая возможность каждому постоянно совершенствовать свой творческий потенциал. Каждый урок становится интересным, привлекательным по причине своей недосказанности, которая подталкивает к новым открытиям, зовёт за собой. И вот здесь я как учитель должен стать тем импульсом, который поддерживает интерес к этим открытиям, помогая разобраться в них.
Жизнь не остановить, она идет вперед. Я только маленькое звено в цепи сменяющихся поколений. После меня придут другие. А сегодня, открывая двери мастерской, надеюсь, что и мои ученики со временем будут продолжать учить детей нового поколения. Труд облагораживает человека. Тот, кто ничего не сделал своими руками, не ценит «плодов» труда других людей.
Мои родители с раннего детства приучали меня к труду. Теперь я – учитель технологии, я хорошо усвоил и осознал логическую цепочку:
         
ПОСТУПОК – ПРИВЫЧКА – Х АРАКТЕР – СУДЬБА!


Эссе   «Семья в моей жизни»

           Счастье у каждого человека разное. А для меня счастье – это моя семья, моя супруга    и  мои любимые сыновья. Семейная жизнь – великий труд и великая школа становления и развития личности. Во многом определяющие позиции в выборе жизненных траекторий  выстраиваются по модели семьи, в которой ты рос  и воспитывался. Семья – исток жизни. Для меня лично, мои родные – ориентир в дороге неизвестной,  первозданный путь, союз любви, мудрости и совершенства.
       Каждый человек, воспитываясь в родительской  семье, учится строить свои семейные отношения по образцу родительских взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы в семье рождались традиции и продолжались в последующих поколениях. В моей семье проходили семейные дебаты, когда нужно было принять важное решение, касающееся  всех членов семейного содружества. Выслушивались разные мнения, разные позиции, что давало возможность прийти к обоюдному решению без обид и ссор. А еще очень интересно проходили семейные Дни рождения, когда устраивался целый праздник, рисовались газеты, готовились пожелания, подарки. Так формировалось самое главное – чувство единения и сопак источник жизни,  как глоток воды и воздуха!  Любите свои семьи и будьте счастливы!


МОЁ  КРЕДО

Если вы удачно выберете труд
                                                     и вложите в него свою душу,
                                                        то счастье само  вас отыщет
                                          Аристотель

        Есть предметы в школьном обучении, которые остаются с нами на всю жизнь. Среди них – технология. Это единственный предмет, на котором дети делятся по принципу пола, как и положено природой.
        Девочки на уроках труда осваивают почетную профессию женщины – хранительницы очага, хозяйки дома, матери.
Мальчики изучают, как легко и весело ходит по доске рубанок, снимая тонкую, в завитках, золотистую стружку, как нежно и чисто пахнет древесина, ощущают ладонью живое тепло материала, радуются, когда из-под их рук, еще неловких и неумелых, словно по волшебству, рождается красивая и нужная вещь в доме.
        Именно на уроках труда я сделал свою первую разделочную доску, вбил первый гвоздь, научился вворачивать лампочки. Это были мои маленькие детские успехи, а значит и успехи моих учителей.
        На уроках труда особенно меня привлекала работа, связанная с декоративно-прикладным искусством. Любовь к этому виду творчества у меня зародилась еще в младших
классах. В свободное время я всегда что-то резал, клеил, конструировал и всегда старался создать что-то свое, новое, оригинальное.
   Неудивительно, что при выборе будущей профессии я остановился на профессии учителя трудового обучения.
        У меня небольшой педагогический опыт – всего пять лет (так сложились жизненные обстоятельства), но любовь к искусству всегда определяла мир моих увлечений, моего творческого начала. И сейчас, имея определенный жизненный опыт, я убежден, что самым высоким видом искусства является народное, потому что оно воплощает в себе талантливость и гениальность, запечатленные, сохраненные и пронесенные через столетия.
        Призвание же учителя, и в частности учителя труда, – вовлечь ученика в процесс творчества и созидания.
        В школе все начинается с урока. Если урок плох, ученик не может быть успешным. Как же создать ситуацию успеха на уроке, заставить каждого ученика поверить в свои силы, увлечь содержанием своего предмета, научить искренне,  радоваться за свое совершенство?
        Я много размышлял об этом….

Смотрю на  множество пытливых глаз,
Мне нужно  заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас,
Всегда он требует вниманья.
Стараюсь  лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
И самому не совершать ошибки.
Ребенок, словно чистый лист бумаги,
Ошибся – и сомнешь его судьбу.
Я помогу ему, придам отваги.
И научу выигрывать борьбу.

Потому что:
                       -Я знаю, чему надо учить.
                       -Я знаю то, чему надо учить.
                       -Я понимаю, что эти знания нужны детям.
                       -Я знаю, как научить.
                       -Я вижу, что дети благодарны за мою работу.
                       -Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.
                       -Я сам умею творить прекрасное в повседневной
                        жизни и  научу этому своих воспитанников,
                        потому что  Я – учитель.
И мое назначение – формировать, совершенствовать, будить мысль, развивать затаенный родник детского таланта, учить самостоятельному творчеству. Это и есть мое педагогическое кредо.